Игра по мотивам «Игры в бисер»
Не так давно на сайте «Думающее большинство» была опубликована первая в мире статья на метаязыке, облегчающем общение между людьми, говорящими на разных языках. Сегодня автор этой статьи – и самой концепции метаязыка – представляет свою новую разработку.
Слово – владельцу компании «Будь коллекционером», автору живописных и философских работ Андрею Швецу:
– Еще в юности мне показалась очень заманчивой идея Игры в бисер, описанной Германом Гессе в одноименном романе. Правила самой игры раскрыты в этом произведении лишь в самых общих чертах: речь идет о соединении и переплетении фрагментов разных отраслей знаний и искусств на основе некоего универсального кода. Подумалось, что таким кодом может служить и «обычный» язык, используемый всеми науками. Постепенно сложилось представление о правилах «реальной» Игры в бисер.
Участники игры, которых может быть двое или больше, делают свои ходы по очереди. Первый ход – любое суждение или наблюдение, из любой области знания или просто «житейское». Следующий ход – либо прямое развитие мысли, высказанной во время предыдущего хода, либо аналогия или ассоциация к этой мысли. В первом случае ходы на схеме соединяются сплошной линией, во втором – пунктирной. Другими словами, если суждения выстраиваются в связанную речь или диалог – они соединяются сплошной линией. Если «перепрыгивают» на другую аналогию или ассоциацию – пунктирной.
Ассоциаций и аналогий к одному высказывания (пунктирная линия), равно как и суждений в развитие темы (сплошная линия) может быть множество, но во время своего хода каждый игрок добавляет только один тезис. Ответственность за правомерность и логичность хода целиком лежит на самом игроке.
Любое развитие темы может закончиться каким-либо выводом, абсурдным предположением, прогнозом или предсказанием. Партия считается законченной, когда создаются два сообщения, основные не на одном, а на нескольких более ранних сообщениях – то есть имеющие две или более «входящих» стрелок. Победителя как такового нет. Партия оценивается в целом – за красоту и неординарность. Но могут проводиться турниры Игры в бисер, победителями которых станет пара игроков, которая проведет, по мнению жюри, самую красивую и плодотворную в плане идей партию. При этом состав пар и игрок, начинающий игру, должны определяться по жребию перед самым началом игры.
На мой взгляд, подобная игра – намного продуктивнее и интереснее обычных споров и обсуждений, в которых никто никого никогда не переубеждает. В процессе игры создаются новые связи и появляются оригинальные идеи, которые могут затем использоваться в литературе и науке. Наше время – время создания новых форм, но раньше это в большей степени касалось искусства. Тогда как Игра в бисер – новая, игровая форма научного исследования.
Кто хочет поиграть? :)
От автора блога: Перед вами – первая, демонстрационная партия Игры в бисер.
Внимание! Картинка кликабельна и поддается увеличению!
Спарринг-партнером Андрея Швеца стал Дмитрий Гончаров. Присоединяйтесь! Пожалуй, уникальная особенность Игры в бисер заключается в следующем: она интересна ровно настолько – насколько игрокам интересен свой внутренний и окружающий мир. Это такой же вызов, как сама жизнь.
Слово – владельцу компании «Будь коллекционером», автору живописных и философских работ Андрею Швецу:
– Еще в юности мне показалась очень заманчивой идея Игры в бисер, описанной Германом Гессе в одноименном романе. Правила самой игры раскрыты в этом произведении лишь в самых общих чертах: речь идет о соединении и переплетении фрагментов разных отраслей знаний и искусств на основе некоего универсального кода. Подумалось, что таким кодом может служить и «обычный» язык, используемый всеми науками. Постепенно сложилось представление о правилах «реальной» Игры в бисер.
Участники игры, которых может быть двое или больше, делают свои ходы по очереди. Первый ход – любое суждение или наблюдение, из любой области знания или просто «житейское». Следующий ход – либо прямое развитие мысли, высказанной во время предыдущего хода, либо аналогия или ассоциация к этой мысли. В первом случае ходы на схеме соединяются сплошной линией, во втором – пунктирной. Другими словами, если суждения выстраиваются в связанную речь или диалог – они соединяются сплошной линией. Если «перепрыгивают» на другую аналогию или ассоциацию – пунктирной.
Ассоциаций и аналогий к одному высказывания (пунктирная линия), равно как и суждений в развитие темы (сплошная линия) может быть множество, но во время своего хода каждый игрок добавляет только один тезис. Ответственность за правомерность и логичность хода целиком лежит на самом игроке.
Любое развитие темы может закончиться каким-либо выводом, абсурдным предположением, прогнозом или предсказанием. Партия считается законченной, когда создаются два сообщения, основные не на одном, а на нескольких более ранних сообщениях – то есть имеющие две или более «входящих» стрелок. Победителя как такового нет. Партия оценивается в целом – за красоту и неординарность. Но могут проводиться турниры Игры в бисер, победителями которых станет пара игроков, которая проведет, по мнению жюри, самую красивую и плодотворную в плане идей партию. При этом состав пар и игрок, начинающий игру, должны определяться по жребию перед самым началом игры.
На мой взгляд, подобная игра – намного продуктивнее и интереснее обычных споров и обсуждений, в которых никто никого никогда не переубеждает. В процессе игры создаются новые связи и появляются оригинальные идеи, которые могут затем использоваться в литературе и науке. Наше время – время создания новых форм, но раньше это в большей степени касалось искусства. Тогда как Игра в бисер – новая, игровая форма научного исследования.
Кто хочет поиграть? :)
От автора блога: Перед вами – первая, демонстрационная партия Игры в бисер.
Внимание! Картинка кликабельна и поддается увеличению!
Спарринг-партнером Андрея Швеца стал Дмитрий Гончаров. Присоединяйтесь! Пожалуй, уникальная особенность Игры в бисер заключается в следующем: она интересна ровно настолько – насколько игрокам интересен свой внутренний и окружающий мир. Это такой же вызов, как сама жизнь.