Сам себе компания
Многочисленные эксперты предсказывают, что через 10–15 лет большинство компаний в мире будет использовать труд удаленных работников. Из чего следует, что большинство населения Земли в обозримом будущем станет телеработниками. Я же предполагаю, что к тому времени возникнет и начнет играть значительную роль в экономике мощный, массовый слой «телепредпринимателей». Кто они и чем будут отличаться от обычных предпринимателей?
Итак, в будущем наиболее массовыми бизнес-единицами, на моему убеждению, станут не компании, а отдельные люди, сочетающие две роли: профессионала в предметной области и предпринимателя (соответственно, профессиональное образование сольется с бизнес-образованием).
Каждый из них будет вооружен:
• универсальными средствами связи;
• бизнес-приложениями, подключенными к мировым и региональным производственным, торговым и сервисным базам данных;
• системами искусственного интеллекта, способными взять на себя рутинные контакты с неограниченным количеством клиентов и партнеров и принимать простые решения по заданной программе, которую пользователь сможет перенастраивать «на лету».
Такой «человек-компания» будет зарабатывать значительно больше современного телеработника, и его доход будет сопоставим с доходом малого или среднего предприятия. Доход будет тем выше, чем выгоднее «телепредприниматель» продаст свои услуги «родительскому» бизнес-процессу. И наоборот.
В свою очередь, возникнет два типа «телепредпринимателей»:
Представители первого типа будут собирать цепочки «дочерних» бизнес-процессов (например, для оказания «родительскому» процессу комплекса логистических услуг, проведения рекламной компании, комплексного аудита и т.п.).
Представители второго типа, как и современные аутсорсеры и телеработники, будут оказывать конечные услуги (например, по доставке конкретного груза из одной точки в другую, по разработке рекламного слогана или оригинал-макета, по кадровому аудиту компании и т.п.). В то же время в их деятельности будет намного больше предпринимательства, чем сегодня. Хотя бы потому, что им придется находить, оценивать и выбирать наиболее эффективные и прибыльные бизнес-цепочки из доступных.
К слову, уже сегодня существуют бизнес-приложения, позволяющие всем участникам цепочки заказов быть в курсе, насколько успешно заказ проходит на предприятиях-«смежниках». IT эксперты считают, что в будущем информационная прозрачность бизнес-цепочек вырастет и подробные данные об их эффективности станут доступны всем потенциальным участникам. Также рискну предположить, что экспертные деловые порталы будут присваивать организаторам бизнес-цепочек рейтинги с учетом объективных и субъективных факторов – как это происходит сегодня в социальных сетях.
Большинство предприятий будущего будут иметь проектную природу. Иными словами – будут «собираться» на ограниченный срок из «телепредпринимателей» для производства конкретного товара или услуги. А новые успешные и жизнеспособные бренды (и сопутствующая им сверхприбыль) будут принадлежать не компаниям, а конкретным персонам, сумевшим организовать сверхуспешную цепочку.
Естественно, на рынке сохранится значительное количество традиционных предприятий. Прежде всего, связанных с поддержкой инфраструктуры (операторы связи, регулярные перевозчики, строители и т.п.), а также с производством крупносерийных деталей и сборкой конечных массовых изделий. Но, во-первых, значительная часть производства окажется сосредоточена в руках «телепредпринимателей», многие из которых станут владельцами полностью автоматизированных мини-цехов, предназначенных для выполнения мелкосерийных и персонализированных заказов. Во-вторых, не традиционный, а «телебизнес» будет определять направления экономического развития и обеспечивать прирост новых материальных благ.
Возможно, вы спросите, откуда возьмется столько денег, чтобы обеспечить сотням миллионов телепредпринимателей «доходы на уровне небольшого предприятия»? Оттуда же, где сейчас эти деньги теряются.
Сегодня огромное количество сотрудников бизнес-структур занимается откровенной имитацией деятельности или выполняет работу, результаты которой, окажись они на открытом рынке аутсорсинговых услуг, не имеют шансов найти покупателя. Причина – не в беспомощности и никчемности работников, а в исконной неповоротливости крупных бизнес-структур, не имеющих шансов поспеть за созреванием новых покупательских потребностей. Слишком много времени тратится на осознание этих потребностей, кадровые, функциональные, проектные рокировки, переобучение и перепритирку сотрудников, переосмысление корпоративных целей и задач и т.п. В новой системе любой предприниматель, имеющий минимальный кредит доверия, осознав новую потребность рынка, может тут же сесть за компьютер и начать собирать бизнес-цепочку для ее реализации.
Сбросив балласт штатных расписаний и тотально следуя принципу: «Любой результат труда оплачивает его покупатель, а не работодатель», – люди смогут произвести (и, следовательно, получить) намного больше материальных благ, чем сегодня.
Основой для массового развития телепредпринимательства станут коммуникационо-информационные платформы для построения бизнес-цепочек (или, если хотите, специализированные бизнес-сети, чем-то отдаленно напоминающие социальные сети, скрещенные с тендерной площадкой и системами извлечения данных и бизнес-анализа).
Уже сейчас складываются условия для появления таких платформ.
С одной стороны, все больше людей приобретает в социальных сетях опыт самовыражения, социализации, построения личного бренда, урегулирования конфликтных ситуаций, самостоятельного поиска работы и т.п. И попутно – осознает собственную самоценность, придавленную школьными учителями, политиками, рекламодателями, работодателями – всеми, кому выгодно в большей или меньшей степени манипулировать личностью и указывать ей узкий коридор возможностей. Более узкий, чем требуется по-настоящему счастливому человеку. Да, мы треплемся в сетях и обмениваемся фотками – но попутно лелеем и взращиваем вместе со своим аккаунтом свое затурканное «Я».
С другой стороны, идет ползучий процесс распада монолитных корпоративных структур. С каждым годом снижается процент работодателей, которые психологически сопротивляются идее удаленной работы (равно как и передаче бизнес-процессов на аутсорсинг). Они видят в этом все меньше рисков и все больше выгод (есть прогнозы, что уже к 2020 году большинство населения Земли будет трудиться удаленно). Тем временем все больше профессионалов, перейдя на удаленный режим работы, получает опыт самостоятельного управления своим временем и другими ресурсами.
С третьей стороны, уже сегодня известны примеры т.н. «оболочечных» компаний: человек придумал идею нового товара, связался с производителями в Китае, перевозчиками, рекламистами, взял кредит в банке, зарегистрировал на себя торговую марку – и стрижет дивиденды с запущенного им процесса. Правда, сегодня таким бизнесом рискуют заниматься единицы. Что мешает остальным? Я думаю, не столько страх прогореть, сколько психологические барьеры: заниженная самооценка, помноженная на убеждение, что только боги обжигают горшки и устанавливают транснациональные связи. Куда звонить? Кому? И, главное, зачем – если мир всю жизнь отвечал: «занято» или «никого нет дома»?
А теперь представим, что кто-то сопоставит эти тренды и рискнет вложить деньги в создание и раскрутку платформы, которая позволит одним – находить потенциальных участников бизнес-цепочки, а другим – вычислять наиболее перспективную лично для себя цепочку и продавать ее организаторам свои услуги. И тем и другим платформа даст возможность проверять подноготную партнеров, фиксировать условия сделки, контролировать все этапы ее выполнения, осуществлять платежи и т.п.
Понаблюдав за работой системы и обнаружив в лице ее первопроходцев таких же обычных людей, как они сами, потенциальные телепредприниматели поймут, что и они способны рисковать, учиться на своих и чужих ошибках – бог вовсе не лишал их этих качеств. Платформа поможет им это осознать, предоставив необходимый уровень комфорта, безопасности, прозрачности операций. Когда я слышу, что лишь 10% людей способны рисковать – в политике, бизнесе, спорте и т.д. – я думаю, что эта цифра обличает не столько человеческую природу (далеко не раскрытую, прямо скажем, до конца), сколько манипулятивную природу социальных коммуникаций нынешней и предыдущих эпох.
В конечном итоге произойдет примерно то же самое, что произошло с первыми блогами. Казалось бы – совершенно идиотская затея: если почти никто не ведет личные дневники – кто станет вести публичные? Кто б знал, чем все закончится. :)
Итак, в будущем наиболее массовыми бизнес-единицами, на моему убеждению, станут не компании, а отдельные люди, сочетающие две роли: профессионала в предметной области и предпринимателя (соответственно, профессиональное образование сольется с бизнес-образованием).
Каждый из них будет вооружен:
• универсальными средствами связи;
• бизнес-приложениями, подключенными к мировым и региональным производственным, торговым и сервисным базам данных;
• системами искусственного интеллекта, способными взять на себя рутинные контакты с неограниченным количеством клиентов и партнеров и принимать простые решения по заданной программе, которую пользователь сможет перенастраивать «на лету».
Такой «человек-компания» будет зарабатывать значительно больше современного телеработника, и его доход будет сопоставим с доходом малого или среднего предприятия. Доход будет тем выше, чем выгоднее «телепредприниматель» продаст свои услуги «родительскому» бизнес-процессу. И наоборот.
В свою очередь, возникнет два типа «телепредпринимателей»:
Представители первого типа будут собирать цепочки «дочерних» бизнес-процессов (например, для оказания «родительскому» процессу комплекса логистических услуг, проведения рекламной компании, комплексного аудита и т.п.).
Представители второго типа, как и современные аутсорсеры и телеработники, будут оказывать конечные услуги (например, по доставке конкретного груза из одной точки в другую, по разработке рекламного слогана или оригинал-макета, по кадровому аудиту компании и т.п.). В то же время в их деятельности будет намного больше предпринимательства, чем сегодня. Хотя бы потому, что им придется находить, оценивать и выбирать наиболее эффективные и прибыльные бизнес-цепочки из доступных.
К слову, уже сегодня существуют бизнес-приложения, позволяющие всем участникам цепочки заказов быть в курсе, насколько успешно заказ проходит на предприятиях-«смежниках». IT эксперты считают, что в будущем информационная прозрачность бизнес-цепочек вырастет и подробные данные об их эффективности станут доступны всем потенциальным участникам. Также рискну предположить, что экспертные деловые порталы будут присваивать организаторам бизнес-цепочек рейтинги с учетом объективных и субъективных факторов – как это происходит сегодня в социальных сетях.
Большинство предприятий будущего будут иметь проектную природу. Иными словами – будут «собираться» на ограниченный срок из «телепредпринимателей» для производства конкретного товара или услуги. А новые успешные и жизнеспособные бренды (и сопутствующая им сверхприбыль) будут принадлежать не компаниям, а конкретным персонам, сумевшим организовать сверхуспешную цепочку.
Естественно, на рынке сохранится значительное количество традиционных предприятий. Прежде всего, связанных с поддержкой инфраструктуры (операторы связи, регулярные перевозчики, строители и т.п.), а также с производством крупносерийных деталей и сборкой конечных массовых изделий. Но, во-первых, значительная часть производства окажется сосредоточена в руках «телепредпринимателей», многие из которых станут владельцами полностью автоматизированных мини-цехов, предназначенных для выполнения мелкосерийных и персонализированных заказов. Во-вторых, не традиционный, а «телебизнес» будет определять направления экономического развития и обеспечивать прирост новых материальных благ.
Кстати, о благах
Возможно, вы спросите, откуда возьмется столько денег, чтобы обеспечить сотням миллионов телепредпринимателей «доходы на уровне небольшого предприятия»? Оттуда же, где сейчас эти деньги теряются.
Сегодня огромное количество сотрудников бизнес-структур занимается откровенной имитацией деятельности или выполняет работу, результаты которой, окажись они на открытом рынке аутсорсинговых услуг, не имеют шансов найти покупателя. Причина – не в беспомощности и никчемности работников, а в исконной неповоротливости крупных бизнес-структур, не имеющих шансов поспеть за созреванием новых покупательских потребностей. Слишком много времени тратится на осознание этих потребностей, кадровые, функциональные, проектные рокировки, переобучение и перепритирку сотрудников, переосмысление корпоративных целей и задач и т.п. В новой системе любой предприниматель, имеющий минимальный кредит доверия, осознав новую потребность рынка, может тут же сесть за компьютер и начать собирать бизнес-цепочку для ее реализации.
Сбросив балласт штатных расписаний и тотально следуя принципу: «Любой результат труда оплачивает его покупатель, а не работодатель», – люди смогут произвести (и, следовательно, получить) намного больше материальных благ, чем сегодня.
Как это будет
Основой для массового развития телепредпринимательства станут коммуникационо-информационные платформы для построения бизнес-цепочек (или, если хотите, специализированные бизнес-сети, чем-то отдаленно напоминающие социальные сети, скрещенные с тендерной площадкой и системами извлечения данных и бизнес-анализа).
Уже сейчас складываются условия для появления таких платформ.
С одной стороны, все больше людей приобретает в социальных сетях опыт самовыражения, социализации, построения личного бренда, урегулирования конфликтных ситуаций, самостоятельного поиска работы и т.п. И попутно – осознает собственную самоценность, придавленную школьными учителями, политиками, рекламодателями, работодателями – всеми, кому выгодно в большей или меньшей степени манипулировать личностью и указывать ей узкий коридор возможностей. Более узкий, чем требуется по-настоящему счастливому человеку. Да, мы треплемся в сетях и обмениваемся фотками – но попутно лелеем и взращиваем вместе со своим аккаунтом свое затурканное «Я».
С другой стороны, идет ползучий процесс распада монолитных корпоративных структур. С каждым годом снижается процент работодателей, которые психологически сопротивляются идее удаленной работы (равно как и передаче бизнес-процессов на аутсорсинг). Они видят в этом все меньше рисков и все больше выгод (есть прогнозы, что уже к 2020 году большинство населения Земли будет трудиться удаленно). Тем временем все больше профессионалов, перейдя на удаленный режим работы, получает опыт самостоятельного управления своим временем и другими ресурсами.
С третьей стороны, уже сегодня известны примеры т.н. «оболочечных» компаний: человек придумал идею нового товара, связался с производителями в Китае, перевозчиками, рекламистами, взял кредит в банке, зарегистрировал на себя торговую марку – и стрижет дивиденды с запущенного им процесса. Правда, сегодня таким бизнесом рискуют заниматься единицы. Что мешает остальным? Я думаю, не столько страх прогореть, сколько психологические барьеры: заниженная самооценка, помноженная на убеждение, что только боги обжигают горшки и устанавливают транснациональные связи. Куда звонить? Кому? И, главное, зачем – если мир всю жизнь отвечал: «занято» или «никого нет дома»?
А теперь представим, что кто-то сопоставит эти тренды и рискнет вложить деньги в создание и раскрутку платформы, которая позволит одним – находить потенциальных участников бизнес-цепочки, а другим – вычислять наиболее перспективную лично для себя цепочку и продавать ее организаторам свои услуги. И тем и другим платформа даст возможность проверять подноготную партнеров, фиксировать условия сделки, контролировать все этапы ее выполнения, осуществлять платежи и т.п.
Понаблюдав за работой системы и обнаружив в лице ее первопроходцев таких же обычных людей, как они сами, потенциальные телепредприниматели поймут, что и они способны рисковать, учиться на своих и чужих ошибках – бог вовсе не лишал их этих качеств. Платформа поможет им это осознать, предоставив необходимый уровень комфорта, безопасности, прозрачности операций. Когда я слышу, что лишь 10% людей способны рисковать – в политике, бизнесе, спорте и т.д. – я думаю, что эта цифра обличает не столько человеческую природу (далеко не раскрытую, прямо скажем, до конца), сколько манипулятивную природу социальных коммуникаций нынешней и предыдущих эпох.
В конечном итоге произойдет примерно то же самое, что произошло с первыми блогами. Казалось бы – совершенно идиотская затея: если почти никто не ведет личные дневники – кто станет вести публичные? Кто б знал, чем все закончится. :)